Как противостоять «фейковой чуме»? Мнение белорусских экспертов

Фото БЕЛТАФото БЕЛТА

Мыть руки, чистить зубы – признак культурного человека. Гигиену нам прививают с детства, и, став взрослыми, эти правила мы воспринимаем как должное. Но всегда ли помним, что понятие «гигиена» относится и к информации, которую поглощаем в невероятных количествах? А ведь окружающий мир буквально кишит стрептококками лжи, плесневыми грибками дезинформации, вирусами провокационных мемов. Кто и как должен нас защитить от информационной инфекции, что можем сделать сами, чтобы противостоять фейковой чуме?

Столь актуальную тему я обсудила с авторитетными экспертами в сфере медиалогии, психологии и философии. Это декан факультета журналистики БГУ кандидат исторических наук Алексей Беляев, заместитель директора Института социологии кандидат социологических наук Александр Посталовский, директор Института психологии БГПУ имени Максима Танка кандидат психологических наук Наталия Дроздова, директор Института философии кандидат философских наук Анатолий Лазаревич.

Вечная как мир тема правды и лжи в наши дни обрела особенную остроту.

«С тех самых пор, как только дали понять, что будем проводить самостоятельную политику, мы живем под огнем постоянной критики, лжи, абсурдных обвинений. Это терабайты сфабрикованных и щедро проплаченных медийных фальшивок под красивой оберткой», – очень емко обрисовал суть развернутой против нашей страны гибридной агрессии Президент Александр Лукашенко в своем выступлении на Форуме медийного сообщества Беларуси.

История, как известно, имеет свойство повторяться.

– Вспомним знаменитую Фултонскую речь Уинстона Черчилля 5 мая 1946 года, – говорит Александр Посталовский. – Политик пугал мир коммунистической угрозой и призывал к крестовому походу против первого в мире государства рабочих и крестьян. А директор ЦРУ Аллен Даллес еще раньше заявил, что советских людей невозможно победить в «горячей» войне, а значит, их нужно каким-то образом сломать изнутри. Именно с этой целью в 1949 году американцы открыли вещание радиостанции «Свобода». Помимо дискредитации советской власти, западные идеологи стали насаждать поп-культуру, джинсы, длинные волосы, забрасывать антикоммунистическую литературу, пропагандировать безудержный индивидуализм. В таком же русле «работали» и антисоветские анекдоты.

Анатолий Лазаревич

Этот вид агрессии называется «информационная война».

– В классической войне используются вооруженные силы, – поясняет Александр Посталовский. – Это дорого, чревато миллионными жертвами и не всегда эффективно. В наши дни нашли способ достигать геополитических целей без танков и самолетов. Достаточно изменить социальные установки людей с помощью умелой дезинформации, заставить их делать то, что выгодно агрессору.

Причина, почему информационная война до сих пор не переросла в «горячую», понятна и проста.

– Благодаря нашему военно-техническому сотрудничеству с Российской Федерацией прямая военная интервенция сегодня представляется крайне опасной для тех, кто мог бы на это решиться, – поясняет Алексей Беляев. – Поэтому пытаются воздействовать на Беларусь через информационное поле. Их задача – сбить внутренние настройки наших людей, убедить их в том, как плохо мы живем, и обманным путем переманить во вражеский лагерь.

Чем это оборачивается для обманутых, хорошо видно на примере наших «беглых»: вынужденная эмиграция, сломанные судьбы, жалкое существование в странах хваленой западной демократии…

– Информационное пространство сегодня благодаря интернету открыто. В нем нет границ для распространения заведомо неправильных трактовок очень сложных явлений, – утверждает Алексей Беляев.

К тому же за последние 20–25 лет разработаны принципиально новые методы социальной инженерии, позволяющие вести информационную войну максимально эффективно.

Взгляд из окна Овертона

– В середине 1990-х американский юрист Джозеф Овертон заложил основы чудовищной политтехнологии, позволяющей поэтапно превращать немыслимые идеи в общепринятый социальный стандарт, – рассказывает Александр Посталовский. – Используя ее постулаты, удалось полностью переформатировать сознание украинцев. Вместе с другими народами они сражались против немецко-фашистских захватчиков. И вдруг красноармейцев объявили агрессорами, а бандеровцев – борцами за независимость. Затем начался этап их героизации, когда именами заклятых врагов стали называть улицы и школы. По всем каналам массовой информации велась трансляция идеологии неприкрытого национализма с неприятием всего российского, советского. Произошло полное отрешение украинцев от исторической памяти, начался снос советских памятников. А дальше случилось то, что мы сейчас наблюдаем.

Меткость «выстрелов» в развязанной против нас информационной войне резко возросла благодаря таргетированной рекламе.

– В 2013 году американский психолог Майкл Козинский, договорившись с главой Meta Марком Цукербергом, разработал методику психологической диагностики пользователей через их анкеты, лайки и посты в соцсетях, – разъясняет Наталия Дроздова. – Это позволяет показывать каждому из нас именно ту рекламу, в том числе и политическую, которая зацепит.

Алексей Беляев

Еще одна особенность современной информационной войны – ее психологизация.

– Творцы дезинформации научились ловко обходить фильтры критического мышления, – продолжает Наталия Валерьевна. – Специальными приемами выключаются лобные доли, где размещается наш логический аппарат, и воздействие сосредотачивается на рептильных участках мозга.

При этом с конца 1980-х годов нас усиленно понуждали «разоружиться».

– Говорили: а давайте сделаем средства массовой информации публичной площадкой, где всякий сможет изложить свою точку зрения, – отмечает Алексей Беляев. – Ссылались на теорию публичной политики Юргена Хабермаса, согласно которой любые вопросы должны открыто обсуждаться всеми участниками политического диалога. Внушали: никакая информация не несет в себе ни малейшей опасности, а потому, дескать, мы не вправе в своем информационном поле ничего никому запрещать.

Сегодня понятно, насколько лживы эти утверждения. Когда идет «война смыслов» – так назвал ее наш Президент на недавнем медиафоруме в Могилеве, – не до реверансов в сторону противника. Иначе наше информационное поле зарастет сорняками фейков, и выпалывать их будет ой как трудно.

Недетские «шалости»

– Фейк – это заведомо ложная информация с целью введения человека в заблуждение, манипулирования его сознанием, поведением и действием, – формулирует философ Анатолий Лазаревич. – Во всех своих проявлениях она представляет опасность как для субъекта, на которого направлена, поскольку дезориентирует его в достижении поставленной цели, решении той или иной задачи, так и для окружающего мира.

Как это делается? По словам Наталии Дроздовой, в ход идут ложь, манипуляции, двойные послания, когда за внешне невинными словами скрывается совсем другое содержание.

– Важно отличать дезинформацию от обычного журналистского ляпа, – подчеркивает Александр Посталовский. – Ошибку найдут, исправят, да еще извинятся. Фейк – явление совсем другого порядка.

– Дезинформация – не детская шалость, – продолжает мысль Наталия Дроздова. – Это четко и педантично спланированное движение к намеченной цели, когда один из шагов – подача картинки, а дальше шаги, чтобы эта картинка четко закрепилась и чтобы человек сделал то, чего от него хотят. Когда меняем сознание, происходят изменения и в поведении.

Яркий пример – инспирированная паника из-за аварии 24 июня 2020 года на минском водопроводе.

– Из-за ремонта в трубах застоялась вода, – вспоминает Алексей Беляев. – Когда злосчастный дюкер подключили к сети, в пяти районах Минска из кранов полилась непригодная для питья жидкость. Недружественные ресурсы тут же раскрутили эту тему. Дескать, правительство Беларуси решило уморить половину минчан. Хотя на деле единственной причиной чрезвычайного происшествия была халатность служащих, и последствия не были катастрофичны, как о том вовсю трубили оппозиционные СМИ.

Особым подарком для дезинформаторов стал ковид, по странному совпадению вырвавшийся из пробирки в канун президентских выборов 2020 года. Последствия инфекции, от которой умирали стар и млад, вместо нормального человеческого сочувствия вызвали у «либералов» и «интеллигентов» долгоиграющий приступ злорадства.

– Через интернет распускали слухи о том, как зараженные умирают без медицинской помощи прямо в приемных покоях, о забитых моргах, где некуда складывать тела, о полном отсутствии лекарств и защитных средств для врачей, – рассказывает Алексей Беляев. – Ложь, которую очень просто опровергнуть, но у объятого страхом обывателя логика и ум полностью отключены, и он слепо верит всему, что ему впихивают на волне эмоций.

Ковидную истерию умудрились обернуть против Президента, который принял решение не поддаваться массовому психозу: не закрывать предприятия, продолжать нормально жить и работать. Сегодня даже враги признают, что глава нашего государства был абсолютно прав.

– Информация – это не просто картинка или текст, – предостерегает Александр Посталовский. – Ею, как и едой, можно отравиться.

– При этом упор делается на ключевые человеческие ценности, – подмечает Наталия Дроздова. – Например, все мы трепетно относимся к детям. И если вдруг всплывает фейковая история о страданиях ребенка, это гарантированное попадание в цель.

Проблема усугубляется тем, что информационные бактерии нередко кажутся вполне невинными.

– Очень много информации лишней и ненужной, – поясняет политолог Алексей Беляев. – Так называемый белый и серый информационный шум нарушает чистоту восприятия. В том числе ложные сенсации, создающие ненужные треволнения и заставляющие нервничать по пустякам. Яркий пример – истеричные сообщения типа «рубль рухнул», хотя речь лишь о колебаниях курса в очень узком, «копеечном» диапазоне.

Опасно ли это? Несомненно, и не только для кошелька конкретного человека. Таким образом людям внушают мысль, что экономика нестабильна и хранить сбережения в национальной валюте неразумно.

Наталия Дроздова

Или так называемый юмор – мемы, комиксы, анекдоты. Через интернет они распространяются мгновенно. Рецепт «юморного вируса» незатейлив и надежен: оболочка – профессор Преображенский, вредоносное ядро – полтора десятка вымученных фраз, из которых пять смешных и две антигосударственные. Попытки образумить отправителей неизменно наталкиваются на стену: «Ты что, шуток не понимаешь?»

Так что рассадниками информационной заразы бывают не только экстремистские сайты и недобросовестные блогеры, но и наши добрые знакомые, не ведающие, что творят.

Предупредить или лечить?

Большинство привычно уверено, что защищать нас от дезинформации обязано государство. И оно действительно делает для этого очень много.

– Экстремистским ресурсам дается правовая оценка, – поясняет Александр Посталовский. – Они блокируются и не попадают в поле зрения рядового пользователя.

Но сделать это в одночасье невозможно, а экстремистские каналы в открытом интернет-пространстве размножаются, как микробы в чашке Петри. Только, в отличие от медицинской посуды, крышки здесь нет, и информационные бактерии, вирусы и грибки свободно разлетаются в воздухе.

Можно ли опровергнуть появившийся фейк?

– Можно, но это неэффективно, – убеждена Наталия Дроздова. – Воздействие информации, которая появилась первой, всегда сложно убрать, таковы законы человеческой психики. Это как в школе: когда ученик неправильно зазубрил математическую формулу, «переписать» ее в голове очень непросто.

Поэтому контрпропаганда должна работать максимально на опережение, считает Наталия Валерьевна. Это и есть общественная профилактика информационной инфекции. Вакцинирование, закаливание, укрепление общественного иммунитета – вот чем должны заниматься идеологи, журналисты, пропагандисты, патриотично настроенные деятели культуры.

– Помните, в 1990-х годах, когда милиция по разным причинам стала не слишком популярна, российское телевидение запустило сериал «Бандитский Петербург»? – развивает мысль Наталия Дроздова. – Началось активное заполнение информационного поля: мол, какая у милиционеров интересная работа. И что же? Доверие к милиции стало расти, молодые люди устремились в милицейские школы, а граждане стали обращаться к людям в форме за помощью и защитой.

– Самая простая и лучшая прививка против лжи – говорить правду, – убежден Александр Посталовский. – Рассказывать и показывать, как живет наша страна, ее победы и достижения, будь то качество наших товаров или престиж Беларуси за рубежом. Именно правда из уст белорусских журналистов, их активная информационная позиция способствовала тому, что наши люди все больше и больше доверяют государственным СМИ.

Александр Посталовский

Цифры опросов Института социологии НАН Беларуси говорят сами за себя. Если в 2021 году доверие населения к государственным СМИ было на уровне 38 %, то в 2023 году – около 54 %.

Неуклонно растут показатели подписки на интернет-ресурсы государственных средств массовой информации. К примеру, на YouTube-канал БЕЛТА на 10 июля 2024 года подписались 1 миллион 680 тысяч пользователей.

– Именно правда, активная информационная позиция наших журналистов способствовала тому, что сейчас люди в большей степени доверяют государственным средствам информации, – убежден Александр Посталовский. – Журналистика все больше становится авторской, она научилась лицом к лицу разговаривать с людьми. Пропаганда? А где ее нет? Какое государство не защищает свое информационное пространство? Скажите сейчас в Украине пару слов на русском языке или спросите на Западе, почему белорусских и российских спортсменов не допускают на олимпиады, – и вы сразу станете объектом дискредитации. Или если в Европейский парламент прорвется пророссийский депутат или пророссийская партия, мгновенно раздастся крик: «Агенты Москвы!»

Как говорит наш Президент, «белорусские журналисты в нынешней реальности – бойцы, защитники, стратеги и тактики».

Значит ли это, что рядовой потребитель может полностью положиться на госСМИ? Да, если готов получать информацию только из официальных источников. В реальности для большинства из нас это почти невозможно.

– Мы живем в броуновском мире информации, – говорит Александр Посталовский. – Просыпаемся, берем в руки смартфон, выходим на улицу, видим таблоиды, рекламу…

В этой ситуации мы обязаны сами себя защитить – таково солидарное мнение наших экспертов. Проще говоря, соблюдать элементарные правила информационной гигиены. Для читателей мы вместе с экспертами составили памятку, как не стать жертвой дезинформации.

Источник: БЕЛТА+
позвонить в регистратуру