Это – низкая самооценка, повышенная тревожность и внушаемость, неуверенность в себе. У взрослых наблюдается оправдание действий обидчика («жертва всегда сама виновата»), гипертрофированное чувство вины, подавленное чувство гнева, уверенность в том, что никто не может реально помочь, вера в миф о норме насильственных отношений в семье («бьет – значит, любит», «битие определяет сознание», «всех детей бьют родители» и так далее), у женщин – приниженное понимание роли женщины в обществе и в семье.
Потенциальная жертва насилия характеризуется следующими особенностями:
- Ощущение обреченности, приспособление к инцидентам и собственное состояние равнодушия, чувство нетерпимости к собственным ошибкам, самообвинение.
- Невозможность установить ограничения в большинстве сфер жизни. Сложность в понимании своих желаний (что нравится, что чувствует и во что верит). В отношениях с людьми, которые имеют четкие представления по этим позициям, чувствует свою «неполноценность». Не может сказать «нет» другим и пассивно ждет, когда у окружающих иссякнет поток требований. Если знает, что хочет, то не знает, как это осуществить.
- Не имеет четких представлений, как другие должны к ней относиться, не знает, где заканчиваются психологические границы её личности и начинаются личностные границы партнера, не уделяет внимание своим чувствам и своим потребностям. Ответственность за себя заменяется ответственностью за других. Описанный тип реакции соответствует невротическому механизму патологического слияния.
- Живет в системе противоречий и взаимоисключающих убеждений: «Я не сделала ничего такого, чтобы заслужить такое отношение» и «Я сама виновата в том, что происходит», при этом не задумывается о том, что самостоятельно может изменить многое, научившись определять разумные границы дозволенного.
- Один из главных мотивов поведения – страх перед реакцией и поведением других людей. Делая выбор или принимая решение проявляют предупредительность по отношению к желаниям и запросам партнера. Страх вызвать неодобрение, раздражение, гнев и оказаться брошенной является основой поведения. Люди, привыкшие с детства к обусловленной любви, свою энергию фокусируют на том, чтобы «заслужить» ее и получить одобрение, выполняя желания других. Страх прогрессивно усиливается, особенно у женщин, страдавших еще в детстве, и может перерасти в состояние отчаяния, тревоги перед будущим. Они становятся не способными принимать любые решения из страха ошибиться. Ученые отмечают как характерную особенность – неспособность таких женщин принимать решения даже в случаях, когда от них зависит судьба их самих или их детей.
- Ригидность. Потенциальная жерва характеризуются так называемым экстремальным или дихотомическим мышлением. Крайности положительных и отрицательных мнений являются постоянным признаком их мышления. Вещи воспринимаются либо только черными либо только белыми, все оценки лежат в плоскости «хорошо–плохо». Имеют тенденцию попадать в капкан одного из чувств, например, вины, гнева, жалости. Ходят в своей жизни как бы по кругу, проигрывая одну и ту же ситуацию, сталкиваясь с одними и теми же или схожими проблемами, которые не в состоянии решить. Очевидно ригидными установками, чувствами, формами поведения пытаются сохранить иллюзию построенного ими мира. Ригидность является индикатором состояния виктимности. Вышеперечисленные особенности свидетельствуют о трудностях в распознавании и определении своих потребностей, чувств.
- Пассивность. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приводит. Такие мысли часто является следствием безрезультатно затраченной энергии, направленной, как правило, на решение не тех проблем, которым должен быть предоставлен приоритет. Пассивности может способствовать такой второстепенный фактор как «вознаграждение» за положение жертвы – сочувствие, повышенное внимание, то есть чего не хватает в главных отношениях; постепенно они приспосабливаются к жизни в условиях кризиса. С начала кризиса они сосредоточиваются на том, чтобы уменьшить негативные последствия и не чувствовать душевных страданий. Самое страшное для них – остаться наедине с собой.
Жизнь в постоянном стрессе, отрицание реальности, вытеснение отрицательных эмоций часто приводят к возникновению у женщин-жертв не только психологических или эмоциональных, но и физиологических расстройств. Ученые отмечают, что женщины с виктимным поведением страдают психосоматическими болезнями или в течение длительного времени не в состоянии преодолеть простые недуги, такие как насморк, простуда. Некоторые исследователи считают, что физические заболевания могут быть средством привлечения внимания. Иногда физические проблемы могут быть единственным условием, когда жертва может в символической форме сказать обидчику: «Я больна, пожалуйста, перестань обижать меня». Это может быть некоторой возможностью для женщины получить отдых, не испытывая при этом вины.
Психолог Лютомская В.Р.