Метастазы – не приговор!

Метастазы (от греческого metástasis, перемещение) – это распространение опухолевых клеток из места возникновения (первичной опухоли) в другие отделы и органы организма пациента. Основных путей распространения метастазов два: по сосудам лимфатической системы (лимфогенное метастазирование) и по сосудам кровеносной системы (гематогенное метастазирование).

Метастазы – ни что иное, как раковые клетки, оторвавшиеся от первичной опухоли и начавшее свое «путешествие» по сосудам. Обычно опухоли дают метастазы на поздних стадиях, поэтому чрезвычайно важно определить, является ли выявленная опухоль первичной, либо следует внимательно изучить организм в поисках источника метастазирования.

Образование метастазов является одним из главных отличий злокачественных опухолей от доброкачественных.

Любая опухоль – это разрастание клеток какого-либо органа или ткани. Клетки из-за произошедших в них генетических изменений (мутаций) теряют способность ограничивать свой рост и бурно размножаются в организме. На этом этапе опухоль еще может быть доброкачественной. Например, таковы доброкачественные новообразования (полипы) слизистой оболочки толстой кишки. Но если в результате дальнейших мутаций клетки получают возможность не только бесконтрольно делиться, но и распространяться с током лимфы и крови по всему организму, а также приживаться в других органах, давая начало новым очагам рака, то такие опухоли называются злокачественными. В тот момент, когда новые очаги опухоли обнаруживаются с помощью специальных исследований (УЗИ, компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография – КТ, МРТ, ПЭТ), врач может диагностировать наличие у пациента распространенной стадии онкологического заболевания. Выделяют регионарные метастазы – очаги рака в ближайших к опухоли лимфатических узлах – это признак местно-распространенного процесса. Если же новые опухоли поражают несколько органов, то это так называемые отдаленные метастазы, которые служат признаком IV, наиболее распространенной стадии рака.

Отвоевать себе место

Многие пациенты считают, что давать отсевы могут только крупные опухоли. Это не так. Даже крошечные очаги опухолевой ткани, размер которых около одного кубического миллиметра, способны выделять свои клетки в кровоток. В крови каждого онкологического пациента есть такие циркулирующие опухолевые клетки. Но это еще не метастазы. Даже за пределами первичного очага такие клетки находятся под контролем иммунной системы, они еще не способны приживаться и расти в организме. Под влиянием определенных факторов эти клетки укореняются в других органах и могут в последующем дать начало росту метастаза. Почему так происходит – пока не полностью установлено. Например, при некоторых опухолях метастазы могут появиться через 15-20 лет после, казалось бы, успешно проведенного лечения.

Чтобы выжить, единичные клетки опухоли, разносимые кровью, находят в организме так называемую преметастатическую нишу, где могут находиться довольно долго. Иногда – годами. Там для них есть условия для сохранения, но пока еще нет новых сосудов, благодаря которым опухоль может питаться. Тем не менее, клетки рака с помощью специальных молекул могут создавать новые сосуды – этот процесс называется неоангиогенез. После того, как очаг опухоли с помощью процесса неоангиогенеза «подключается» к кровеносной системе, метастаз начинает бурно расти.

Метастазы поражают разные органы. Для каждого вида рака есть свои излюбленные места, куда отсев опухоли происходит в первую очередь. Так, рак предстательной железы часто метастазирует в кости. А вот при раке поджелудочной или толстой кишки появление метастазов в костях говорит уже о самой последней стадии, так как в первую очередь эти опухоли поражают печень или легкие. По-разному ведут себя даже опухоли, расположенные в различных участках одного органа. Например, новообразования толстой кишки, которые находятся справа, реагируют на одни препараты, а опухоли, расположенные слева – на другие, что обусловлено различными генетическими изменениями в клетках. Врачи используют эти знания, планируя лечение.

Выявить вовремя

Часто ответственность за свою жизнь и здоровье пациенты перекладывают исключительно на врачей. Но во многом это и собственная ответственность заболевшего человека.

Например, некоторые пациенты, пройдя лечение по поводу опухоли и желая забыть этот тяжелый период, отказываются от дальнейшего наблюдения. Однако «прятать голову в песок», имея такое серьезное заболевание, – плохая тактика. Лишь при своевременном, раннем выявлении метастазов шансы на успешное лечение максимальны.

После проведенного лечения каждый пациент должен получить от врача свою схему обследования. Она зависит от вида и стадии рака, а также от тех возможностей, что есть в стране и медицинском учреждении. Наиболее интенсивное наблюдение проводится в первые годы после лечения. Считается, что 90 % метастазов появляются в течение 5 лет после проведенного лечения, поэтому по достижении пациентом этого срока его либо снимают с учета, либо переводят на наблюдение один раз в год.

У каждого метода обследования – своя точность. Если говорить грубо, то КТ позволяет выявить 90 из 100 пациентов с метастазами, а УЗИ и рентген при большинстве видов рака будут информативны лишь в 70 %. Поэтому чаще всего рекомендуются различные виды томографии, позволяющие получить изображения частей тела с разрешением до 1 мм. Для усиления контрастности изображения эти исследования часто проводятся с контрастированием – пациент выпивает или получает внутривенно специальные контрастные препараты, существенно повышающие точность обследования.

Только вперед!

Лечение метастатической болезни гораздо сложнее и пока нередко менее эффективно, чем лечение первичного рака. Но это не повод от него отказываться. С каждым годом лечебных возможностей для таких пациентов становится все больше. Причем шансы у них есть не только на продление жизни, но порой даже на излечение.

Метастатический рак лечится теми же методами, что и первичный: с помощью хирургии, облучения и медикаментов. Но лекарственная терапия обычно наиболее эффективна, так как это системный метод лечения, позволяющий воздействовать как на видимые клетки опухоли, так и на те, которые еще нельзя распознать с помощью имеющихся методов обследования.

Базовое лекарственное лечение – это традиционная цитотоксическая химиотерапия, подавляющая все быстро делящиеся клетки в организме. Используемые препараты токсичны, поэтому, убивая клетки рака, они негативно влияют и на другие быстро делящиеся клетки. Прежде всего, на клетки слизистой оболочки и волосяные фолликулы. И даже несмотря на широкие возможности сопроводительной терапии, помогающей снизить выраженность побочных эффектов, это довольно агрессивный вид лечения. К счастью, сегодня есть возможность добавить к нему более индивидуальную, прицельную терапию. Это так называемые таргетные препараты, которые действуют строго на определенную молекулярную мишень в опухоли. Когда они только появились, ученые надеялись, что таргетные препараты полностью заменят химиотерапию. Но оказалось, что это пока невозможно. Зато эти два вида лечения отлично дополняют друг друга, позволяя существенно замедлять или даже останавливать рост опухоли. Например, при одном из наиболее агрессивных видов рака молочной железы уже более 15 лет применяются таргетные препараты против молекулы HER-2, которые оказались очень эффективны в отношении этого ранее абсолютно неблагоприятно протекавшего вида рака.

В последние годы были разработаны препараты, позволяющие активировать собственную иммунную систему пациента и «настроить» ее против клеток опухоли. Благодаря иммунотерапии огромная группа ранее считавшихся неизлечимыми пациентов получила надежду на исцеление! Каждый год онкологи получают все новые эффективные методы борьбы с онкологическими заболеваниями, в том числе с метастазами. Поэтому ни в коем случае не стоит отчаиваться, услышав слово «метастазы». Главное – найти команду специалистов, готовую предложить Вам все наиболее современные методики лечения.

Врач-онколог ГУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Гродно» Петюк И.И.

позвонить в регистратуру