Как помочь родственнику с когнитивными нарушениями.

Эти методы направлены не только на то, чтобы развить дефектную функцию, но и на то, чтобы обойти имеющийся дефект, уменьшить его влияние на повседневную жизнь пациента. Особенно большое значение имеет тренинг когнитивных функций (способность переключаться с одной задачи на другую, тормозить неадекватные импульсивные реакции, планировать действия на будущее, решать финансовые проблемы). Стоит научить пациента разбивать сложные задачи на ряд простых действий и прибегать к вербализации этих действий.

1.Установить режим дня. Это привычные для человека действия: пробуждение, гигиена, завтрак, прием лекарств, прогулка, обед, обед, возможен короткий дневной сон, полдник, чтение газет и книг, просмотр телевидения, гаджетов, несложная привычная домашняя работа, вторая прогулка, ужин, гигиена, отход ко сну. Важно выполнять эти действия в одно и тоже время. Это организует и упорядочивает жизнь. Важно, как можно дольше поддерживать этот порядок.

  1. Поддерживать независимость пациента. Ваш родственник, за которым Вы ухаживаете – личность. Прислушивайтесь к его мнению, интересуйтесь его чувствами. Ваше отношение к пациенту влияет на его состояние. Не обсуждайте состояние больного в его присутствии.

3.Поддерживайте тесный контакт. Чем больше с больным общаются, тем спокойнее и увереннее он себя чувствует. Когда родственник показывает, что хочет что-то Вам рассказать, поддержите его и помогите по мере возможности. Обращайтесь к больному так как он привык (имя, имя-отчество, ты-вы). Говорите медленно и отчетливо, давайте время, чтобы Вас понять. Свои глаза держите на уровне глаз собеседника. Обращайте внимание на мимику и жесты. В беседе важно использовать слова подсказки («Твой сын, Иван»). Слушайте до конца, даже если пациент путается (ему сложно выражать свои мысли). Проявляйте интерес к разговорам, избегайте конфликтных ситуаций, не проявляйте раздражительность и гнев. Конфликты вызывают стресс и у Вас и у больного.

4.Безопасность. Снижение памяти может сопровождаться нарушением координации. В квартире надо создать безопасные условия: перекрыть газ, спрятать колющие и режущие предметы, на ночь оставлять включенным ночник, не переставлять мебель, установить замки на окнах, комнаты не должны закрываться изнутри, В ванной и туалете установите поручни.

5.Занятость в доме. Занятость в доме придает жизни больного цель и смысл, повышает чувство собственного достоинства. Задания должны быть тщательно спланированы, сложные – разбиты на несколько простых действий. Выполненное задание вдохновляет, невыполненное – приводит к стрессу и ухудшает состояние.

6.Внешний вид. Больной может не видеть смысл в смене одежды. Необходимо: положить одежду в порядке ее одевания, избегать одежду со сложными застежками, удобная обувь, не скользящая, не торопить при одевании, не помогать.

7.Гигиена. Напоминать про умывание, легче принимать душ, чем ложиться в ванну. Пусть пациент все, что возможно делает сам. Он может стесняться, поэтому при купании можно оставлять закрытыми определенные участки тела. Важен закрепленный поручень. нескользкий коврик.

  1. Посещение туалета. Могут забывать где находится туалет, перестают ощущать, когда следует пойти в туалет. Обозначьте дверь в туалет большими цветными буквами. Оставляйте дверь туалета приоткрытой, чтобы его было легче найти. Ограничьте прием жидкости по вечерам. Можно поставить ночной горшок или использовать памперсы.

9. Питание. Пациенты часто забывают поесть, не помнят, как пользоваться вилкой или ложкой. Может отсутствовать способность жевать и глотать пищу. Напоминайте о необходимости приема пищи, Давайте пищу, которую можно есть руками. Нарезайте маленькими кусочками, чтобы не подавился. Напоминайте, что пищу надо есть медленно. Могут потерять ощущение горячего-холодного и обжечься. Не давать больше одной порции. Если возникли проблемы с глотанием надо обратиться к врачу. Пациент может утратить способность готовить пищу. Плохая координация может привести к травматизму при приготовлении пищи. Необходимо обеспечить готовой пищей.

Как еще Вы можете помочь своему родственнику.

  1. Активизировать положительные эмоции, которые настраивают пожилых людей на день.
  2. Использовать тренажёры для развития моторики рук, концентрации внимания, развития тонуса мышц верхних конечностей. Для приобретения навыков самомассажа используются массажные мячи и шарики, массажёр «Су-джоку», пальчиковая гимнастика. Для улучшения мелкой моторики рук можно делать поделки, аппликации, перебирать мелкие предметы. Занятия, направленные на укрепление межполушарных связей – это и крупотерапия, изотерапия, музыкотерапия.
  3. Когнитивные тренинги (память, внимание, мышление). Терапия воспоминаниями (ретро-воспоминания). Коммуникативные тренинги (речь, контактность, воображение, самооценка). Развитие навыков зрительной и двигательной памяти, повышение скорости восприятия поступающей информации. Чтобы поддержать работу головного мозга на должном уровне, необходимо постоянно что-то изучать и развиваться. Самое простое, что можно сделать для его тренировки, это проделывать специальные упражнения, решать простые «задачки» для сохранения трезвости ума и поддержания хорошей памяти. Использование настольных игр – простой, занимательный способ тренировки процессов запоминания. Для занятий можно использовать шашки, различные виды лото, пазлы и другие развивающие игры.
  4. Виртуальный туризм дает возможность людям пожилого возраста благодаря современным технологиям, посетить достопримечательности разных стран, познакомиться с шедеврами национальной и мировой культуры, узнать обычаи и традиции народов разных национальностей.

«Виртуальный туризм» позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние пожилых людей, а также информационно обогащает и формирует их активную жизненную позицию.

5.Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Прослушивание классической музыки и у здоровых людей, и у людей с когнитивными расстройствами оказывает одинаковое умеренно-положительное действие для когнитивных функций. Слушание музыки активирует одновременно функции обоих полушарий.

  1. Терапия воспоминаниями. Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасает

от одиночества и депрессии. Это могут быть тематические беседы с просмотром фотографий, показ старых фильмов и прослушивание мелодий ушедшей молодости, посиделки за самоваром с использованием старинных предметов быта

  1. Адаптивная физкультура, йога, скандинавская ходьба и прогулки.

Врач психотерапевт ГУЗ «Городская поликлиника №1 г. Гродно»

Антонович Л.П.

позвонить в регистратуру